Странно, но после террористического акта 11 сентября 2001
года, миллионы жительниц США начали вязать. Стремительно растущую моду
на вязание в Америке объясняют реакцией на возрастающий стресс
повседневной жизни и засилье технологий, отрицающих ручной труд и
творческую инициативу. Современные жительницы США вяжут везде:
вагонах метро, кофейнях, книжных магазинах и во время обеденных
перерывов. Увлечение вязать спицами по своим масштабам не уступает
повальному увлечению йогой. А для многих вязание и есть новая йога. Мода
на вязаные одеяла, сумки, пончо, кофты, свитера, длинные шарфы и
накидки для домашних животных поддерживает энтузиазм вязальщиц. По
меньшей мере это странно, но большей части американок важен не
результат, а сам процесс, а точнее терапевтический эффект от данного
процесса и возможность пообщаться с подругами. Откликаясь на интерес к вязанию,
известные компании стали предлагать свои услуги специально для
вязальщиц. Так, железнодорожная компания Amtrak организует специальные
поезда для любителей вязания, курсирующих между несколькими городами
Калифорнии. Пассажирам предлагаются сессии по обмену опытом с искусными
вязальщицами и обучение новым вязальным рисункам в компании соратниц по
ремеслу. Один из книжных магазинов сети Barnes and Nobles в Нью-Йорке
нанял живых моделей и посадил их вязать в витрине магазина,
пропагандируя вязание и книги, посвященные этому занятию. Исследование,
проведенное Американским Советом по Ремеслам\Craft Council of America,
показало, что в 2004 году 53 млн. американок, или каждая третья женщина,
умели вязать спицами или крючком. Это означает, что за десятилетие
число вязальщиц увеличилось на 51%. При нынешних темпах роста
популярности вязания, в 2005 году в США может появиться 94 млн.
вязальщиц и вязальщиков. Большим сюрпризом для Американского Совета по
Ремеслам явился факт необычайной популярности вязания среди женщин до 35
лет. Образ старушки со спицами и полосатым носком стремительно теряет
свою актуальность. Начиная с 2002 года, на 150% выросло число подростков
в возрасте до 18 лет, которые посещают занятия по вязанию - ныне вяжут
5.7 млн. тинейджеров. Популярность вязания среди женщин, входящих в
возрастную группу 25-34 лет за тот же период времени возросла на 100%
(таковых вязальщиц 6.5 млн.). Феномен увлечения вязанием стал
"золотой жилой" для производителей пряжи и торговцев вязальными нитками.
37% американок, в среднем, тратят по $4-7 на моток пряжи. Немного
меньше (36%) женщин попадают в категорию вязальщиц, отдающих по $2-4 за
моток. 22% женщин готовы платить за клубок вязальных ниток от $7-11 и
больше. Особым спросом пользуется пряжа букле и пряжа, имитирующая мех,
украшенная блестками или обладающая металлическим блеском. Самыми
популярными вязальными проектами считаются всевозможные накидки для
мебели и кроватей (53%), одеяла для младенцев (42%) и шарфы (35%).
Средний вязаный свитер или жилет обходится вязальщицам в $31.30 . Для
сравнения, инвестиции в кроватное покрывало составляют в среднем $32.40,
а средства, затраченные на изготовление пончо или шали - $36.
Любопытно, что вяжущая американка посещает магазин для вязания в среднем
2.8 раз в течение работы над одной вещью. Интерес к вязанию
возникал в американском обществе по разным причинам. Вязание в
доиндустриальную эру - приблизительно до конца 19 века - помогало семьям
сэкономить на расходах на одежду. Развитие текстильной промышленности в
20-м веке сделало домашнее вязание неэкономичным. Однако
вязальный талант американок был снова востребован во время Первой
Мировой войны. Тысячи носков домашней вязки отправлялись на фронт
солдатам. В 1920-е годы американки презирали вязание, считая его
непрестижной "женской” работой. Первая леди США Грэйс Кулидж\Grace
Coolidge пыталась заинтересовать своих соотечественниц вязанием,
организовывая вязальные конкурсы и марафоны с привлекательными призами
для победительниц. В 1930-е годы - частично благодаря ее усилиям,
частично за счет недоступности населению хорошей одежды во время Великой
Депрессии - страсть к вязанию вновь расцвела среди женщин Америки.
Следующим испытанием вязальной мощи страны стала Вторая Мировая война,
которая вновь мобилизовала женщин на вязание шерстяных солдатских
носков. Начиная с 1950-х, на вязальном фронте наступило глубокое
затишье. Хиппи ценили кустарно изготовленные вещи и любили вязать, но
духом эпохи быстро завладели антивоенный активизм, связанный с войной во
Вьетнаме, и феминистические идеи. Вязальные спицы и крючки были
заброшены - сэкономленное время тратилось на уличные демонстрации, а в
последующие десятилетия - на карьеру и развлечения. Дэбби
Столлер\Debbie Stoller, автор бестселлера Stitch ‘n Bitch, считает, что
возрождение вязания в Америке 21-го века связано с культурной тенденцией
возвращения к типично женским занятиям, которая была подавлена
развитием феминизма в 1960-70-х годах. В то же самое время, вязальная
революция, несомненно, часть более общей тенденции в американском
обществе, которая проявляется в потребности ручного труда и связанных с
ним творческих процессов. Этой потребностью, например, объясняется
коммерческий успех сетей магазинов типа "сделай сам ". Вдобавок,
вязание может служить средством для выражения сочувствия и желания
помочь ближним. После трагедии 11 сентября американские женщины связали
тысячи одеял для пожарных-спасателей. Вязание также вылилось в другую
форму благотворительности - аукционы, проводимые популярными магазинами
вязальной пряжи, на которых продаются одеяла, связанные голливудскими
звездами. Торговцы получают рекламу, а выручка от продаж одеял
направляется на благотворительные цели.
|